Октябрь
|
14 октября…Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
В этот день вспоминается чудо, совершенное в 910 году во Влахернском Храме Константинополя. Богородица простерла над верующими белый покров и вознесла молитву о спасении мира от невзгод и страданий. Покров Пресвятой Богородицы стал общеправославным символом Божией Матери как защитницы мира. Подробнее узнать обо всем этом нам помогают различные исторические источники: письменные, устные, вещественные…В одном из источников – «Сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери» говорится о значении Богородицы для Руси – Сама Пресвятая Богородица, по воле Божией, устанавливает над Русью Свое особое покровительство.
Покров Пресвятой Богородицы стал одним из любимейших русских национальных праздников, который воплотил в себе веру русского народа в принятие Богородицей Святой Руси под свой омофор(головной покров) и вошел в круг Двунадесятых праздников (только на Руси).
Многое открывается нам на уроках отечественной истории, на занятиях кружка «Мы и Родная Земля», на классных часах, во время экскурсий, поездок.
Материалы устного источника « Сказание о чудесах Владимирской Божией Матери», письменных исторических источников: Повести Временных лет Нестора летописца, Устюжской русской летописи (о перенесении столицы Руси из Киева во Владимир), Ипатьевской летописи, Повести об убиении Андрея Боголюбского, Жития святого благоверного князя Андрея Боголюбского учат нас добывать знания, помогают представить жизнь наших предков во Владимиро – Суздальской Руси в XII в
В книгие «Родная история» Н. Г. Гореловой и В. И. Пивоварова читаем о древнерусском городе:
«…В те далекие времена русский город состоял из нескольких частей. Главная и центральная часть его были огорожены стенами, отсюда и название – «город» (городить). Стены города чаще всего были деревянные, иногда каменные с башнями, воротами. Ворота носили названия по их расположению, например на востоке – «Восточные»…, или по украшению, по значимости – «Золотые», или по имени церкви, которая сооружалась над воротами города, например – Никольские, если церковь была в честь Святителя Николая…
Около города теснились поселения и если их обводили стенами, то город получал двойное укрепление. Население города обычно состояло из вольных слуг князя. Торговое население расселялось у городских стен – «на посаде»…
Городом управляли князья…Старший…именовался великим князем.
Части Русской земли, которыми владели князья, назывались волостями или уделами. Удел был собственностью князя и его семьи. Уделы переходили от князя к князю по очереди (по старшинству). Многие князья признаны церковью святыми за свои ратные подвиги и благочестивую жизнь. Князья нуждались в храбрых воинах и с радостью брали их в свою дружину.
Население древней Руси делилось на тех, кто служил князю, и на тех, кто платил князю. Кроме дружины – «слуг вольных», к числу находящихся на службе у князя относились бояре. Из бояр, как лиц, особо близких князю, назначались наместники по волостям. Были люди, которые служили у князя по хозяйственному управлению, другие были чернорабочие: на дворе – дворовые; на пашне – пашенные или страдные».
Центральное место в древнерусском городе занимает соборный Храм.
Отвечая на вопрос, откуда возник прообраз Храма - Скиния, мы обратились к Библии: «…И сказал Господь Моисею: …все (сделайте), как Я показываю тебе и образец Скинии, и образец всех сосудов ее, так и сделайте…»(Библия, Исход, гл.25, стих 9). Традиции устроения Храмов считаются священными и сохраняются тысячелетиями. В Храме ничего не может быть случайным:. устроение, украшение… - все имеет духовный, символический смысл.
В древнерусском государстве получила распространение крестово-купольная система В плане здание как бы расчленялось крестом. На перекрестье приходилось подкупольное пространство.
Эта система установилась в процессе обрусения византийских художественных традиций. Из жития св. равноапостольного князя Владимира мы знаем, что он не только ввел из Византии христианство на Руси, но и завершил процесс национального самосознания.
Создается национальная форма религиозного искусства.
Одним из таких древних Храмов, сохранившихся на территории Владимиро-Суздальской Земли – Храм Покрова на Нерли, воздвигнутый мастерами св. благоверного князя Андрея Боголюбского
В тексте жития Андрея Боголюбского о строительстве церкви говорится так: «Сего же лета (1165)…на реке Клязьме в лугу, нача здати церковь во имя пресвятые Богородицы честнаго ея Покрова, на устьи реки Нерли…оную церковь единым летом соверши…»
В июле 2007г. мы побывали в этой древней Святыне. Поражает своей красотой не только сам Храм, но и его окрестности. На заливном лугу мы видели удивительные даже по своей величине цветы.
В чистой воде около Храма растут белые кувшинки
Это первый Храм, посвященный Покрову Божией Матери – празднику, учрежденному святым благоверным князем Андреем Боголюбским.
Святой благоверный князь Андрей Боголюбский получил такое наименование за свое благочестие. В летописи находим такую характеристику: «Благоверный и христолюбивый князь Андрей от млады версты Христа возлюби и всепречистую Матерь Его, смысл бо очистив и ум…душу украсив всеми добрыми нравы…». (Полн. Собр. Лет. Т. 1, С.156).
Намного глубже и дальше своих современников видел князь своим проницательным умом. Он понимал, что за княжескими усобицами в борьбе за киевский престол.
17 октября 2007 года…Этот день станет памятным не только в истории нашего края, но и в истории России. В городе Шуя установлен памятник священнослужителям и мирянам, пострадавшим за веру в годы гонений на русскую Православную Церковь. Сегодня день открытия памятника.
Наш автобус направляется туда. По дороге внимательно перелистываем книгу «Святые Земли Шуйской», посвященную 85-летию подвига Шуйских новомучеников и невольно задумываемся: «Святые…»Иногда в речи мы употребляем такое выражение: «У него нет ничего святого», выражая этими словами отрицательное мнение о человеке. А когда мы говорим, что какие-то люди – святые, то это значит, что мы выделяем их из всех прочих людей и по-особому относимся к ним с чувством благоговения.
Оказывается, святость не только возможна для человека, но и соответствует самой идее человека, как образа Божия, естественно стремящегося к своему Первообразу. Жизнь святого - это пример высочайшей нравственности. Нам дарованы сотни, тысячи святых мучеников и исповедников. Среди них есть те, которые жили на нашей земле и показали нам не только то, что значит жить со Христом, но и что значит умереть за Христа.
Святой благоверный князь Андрей Боголюбский получил такое наименование за свое благочестие. В летописи находим такую характеристику: «Благоверный и христолюбивый князь Андрей от млады версты Христа возлюби и всепречистую Матерь Его, смысл бо очистив и ум…душу украсив всеми добрыми нравы…». (Полн. Собр. Лет. Т. 1, С.156).
Намного глубже и дальше своих современников видел князь своим проницательным умом. Он понимал, что за княжескими усобицами в борьбе за киевский престол.
17 октября 2007 года…Этот день станет памятным не только в истории нашего края, но и в истории России. В городе Шуя установлен памятник священнослужителям и мирянам, пострадавшим за веру в годы гонений на русскую Православную Церковь. Сегодня день открытия памятника.
Наш автобус направляется туда. По дороге внимательно перелистываем книгу «Святые Земли Шуйской», посвященную 85-летию подвига Шуйских новомучеников и невольно задумываемся: «Святые…»Иногда в речи мы употребляем такое выражение: «У него нет ничего святого», выражая этими словами отрицательное мнение о человеке. А когда мы говорим, что какие-то люди – святые, то это значит, что мы выделяем их из всех прочих людей и по-особому относимся к ним с чувством благоговения.
Оказывается, святость не только возможна для человека, но и соответствует самой идее человека, как образа Божия, естественно стремящегося к своему Первообразу. Жизнь святого - это пример высочайшей нравственности. Нам дарованы сотни, тысячи святых мучеников и исповедников. Среди них есть те, которые жили на нашей земле и показали нам не только то, что значит жить со Христом, но и что значит умереть за Христа.
В своей книге «Мученики, исповедники и подвижники благочестия русской Православной Церкви XX столетия» иеромонах Дамаскин приводит жизнеописания ивановских святых. Перед нами предстают конкретные образы.
Священник Павел Светозаров с 1892 года жил в городе Шуе.
Соборная площадь г. Шуи. Дом Светозаровых и сейчас
находится рядом с Воскресенским Собором. После
смерти жены о. Повел один воспитывал четырех детей..
До 1907 года он совмещал служение в Соборе и учительские обязанности в двух гимназиях.
Шуйская мужская гимназия
С 1907 года о. Павел выполнял обязанности благочинного, а также был председателем Шуйского епархиального училищного совета.
В Краеведческом музее г. Шуи на выставке духовных ценностей православной Шуи есть документ, подписанный протоиереем Павлом Светозаровым. (Мы были там перед началом праздника)
Свидетельство
Екатерина Иванова-Стовина, дочь крестьянина села Дунилова, Дуниловской волости, Шуйского
уезда, Владимирской губернии, родившаяся 1901 года, месяца ноября, 14 дня, успешно окончила
курс в церковно-приходской школе села Дунилова, в чем и выдано ей от Шуйского Уездного
Отделения Владимирского Епархиального Учительствующего Совета сие свидетельство, с
приложением казенной печати.
1913 года, месяца июня, 28 дня.
Председатель Отделения: протоиерей Павел Светозаров.
Члены Отделения: священник Н. Широпролов, Уездный наблюдатель, гражданин А. Д.
В книге ««Святые Земли Шуйской»читаем о святом: «Протоиерей Павел Светозаров активно участвовал в общественной и духовной жизни Шуи. Он был депутатом от духовенства в Городской Дум, членом уездного училищного совета. В годы Первой мировой войны возглавил сбор пожертвований в Шуйском уезде, состоял членом Комитета помощи раненым и калекам. Собственными усилиями он организовал в уезде народные религиозно-нравственные чтения, распространял духовную литературу…»(с.64).
Один из признаков святости – особое почитание подвижника народом. «Талантливый проповедник, о. Павел привлек к себе сердца верующих…», - пишет иеромонах Дамаскин. Новая власть видела это и искала повод его арестовать. Протоиерея Павла Светозарова арестовывали четыре раза: в 1918 году – за уроки Закона Божия, в 1921 году дважды – «для профилактики», затем – за проповедь. Четвертый арест оказался последним…
В день открытия памятника в Воскресенском Соборе состоялась архиерейская служба. Мы долго стояли в ожидании начала Крестного Хода.
Вот зазвонили колокола, и мы с многочисленными участниками Крестного Хода торжественно направились от Воскресенского Собора к месту открытия памятника.
Народу собралось огромное количество. Мы стояли далеко от памятника, но ясно слышали молебное пение и Послание Патриарха.
Композиция памятника помогает лучше представить трагические события, происходившие на этом самом месте 85 лет назад.
Историк, прот. Владимир Цыпин так излагает суть случившегося так: «В Шуе, когда там началось изъятие святынь из Собора, раздался набат. К паперти Храма сбежался православный народ. Милиция пыталась разогнать людей. Тогда кое у кого в толпе появились колья, которыми они дали отпор милиции. И власти прислали на площадь перед Собором красноармейцев с пулеметами. Открыли огонь по толпе: по женщинам, детям и старикам…».
«Первым был убит прихожанин Храма Николай Малков. Проходя по площади, он остановился неподалеку от дома о. Павла Светозарова и крикнул: «Православные, стойте за веру!» - и был тут же убит выстрелом в висок…Второй была убита девица Анастасия…», - пишет иеромонах Дамаскин.
10 мая 1922 года в 2 часа утра протоиерей Павел Светозаров вместе с другими обвиняемыми в «мятеже»: Иоанном Рождественским, священником Крестовоздвиженского Храма села Палех, Петром Языковым, был расстрелян.
Так Шуйская Земля засвидетельствовала свою верность Христу кровью мучеников. Тогда у стен Воскресенского Собора произошло первое в советской России открытое выступление верующих против насильственного изъятия церковных ценностей. С Шуйских событий начинается подвиг за веру множества мучеников и исповедников по всей России.
Святые угодники Божии, осуществив в своей жизни высший нравственный идеал, отвечают нам на главный вопрос о цели жизни и способах ее осуществления: усердным исполнением заповедей Божиих стремиться к жизни вечной. Они показали нам пример того, как надо переживать тяжелые испытания, оставаясь верными христианским идеалам.
Памятник новомученикам Российским в г. Шуя открыт по решению Правительства Ивановской области Это свидетельствует о стремлении наших сограждан исправить исторические ошибки предшествующих поколений и вернуться на путь духовного возрождения, по которому на протяжении тысячелетия шла историческая Россия. Эта мысль прозвучала на празднике.
Хочется верить, что эти страшные события больше никогда не повторятся. Святые новомученики Российские, молите Бога о нас.