Декабрь
Святая Земля, Иерусалим…. В Священном Писании Ветхого Завета говорится о том, что Бог создал первых людей для вечной жизни в Раю - Царстве Божием. Они были изгнаны из Рая, потому что не послушали своего Создателя. Милосердный Бог пообещал людям спасение. Он посылает в мир Своего Единородного Сына, чтобы показать им дорогу в Рай.
Главную книгу Священного Писания, в которой рассказано о земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, называют Евангелием. Евангелие написано по наитию Духа Святого, исполнено Божией Благодати, составляет Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа и учит нас, как достичь жизни вечной в Царстве Божием.
Ветхий Завет перешел в Новый, когда на Святой Земле в Вифлееме родился Спаситель – Сын Божий Иисус Христос.
Вифлием - город Рождества Христова.
Вифлеем находится в 8-ми км к югу от Иерусалима на двух холмах (800 м выше уровня моря), которые опускаются в глубокие долины, окружающие город с трех сторон. Недалеко от Вифлеема находятся дикие горы Мертвого моря и цепь гор Иудейских.
Вифлеем стал для человечества домом Божественной благодати, местом воплощения Бога Слова, вечного источника жизни. Сын Божий, Царь Неба и земли сходит с Неба на землю, чтобы спасти людей, примирить их с Богом. Он рождается не в царском дворце, не в пышных чертогах, а в пещере, загоне для скота, показывая людям образец истинного смирения.Нести Благую весть в мир, свидетельствовать об Истине помогает икона.
Рождество Христово (фрагмент). Конец XI – начало XI Iв. Монастырь
Святой Екатерины на горе Синай.
Рождество Христово.
Икона 1405года письма преподобного Андрея Рублева и Прохора из
Городца из Благовещенского Собора Московского Кремля.
Каменистая земля. На иконе в яслях лежит Младенец. Вол и осел согревают Его своим дыханием. В центре иконы полулежит Богоматерь. Фигуры Ангелов благословляют пастухов и указывают на звезду – провозвестницу событий. От звезды исходит Свет. Вокруг красота не земная – Небесная. Слева от Богоматери благовещение пастуху, справа – поклонение волхвов. Внизу Иосиф, старец во власянице и купание Младенца. Весь мир как бы задумался над величием происходящего.
Со всех концов света приезжают паломники поклониться Христу. Вифлиемский Храм над местом рождества Христа – самый древний, VI века, не разрушался.
Вифлием. Вид на базилику Рождества Христова.
Вход в Храм высотой всего 1м10см, что побуждает входить, поклонившись Спасителю мира, потому что Он Сам, родившись по плоти, показал нам высочайший пример смирения, ибо смирил Себя, «зрак раба прияв».
Врата смирения – центральный вход в Вифлиемскую базилику Рождества.
Храм имеет длину 40м, 10 пар столбов в четыре ряда.
В Храме от входа до солеи повешены в 6 рядов большие лампады.
На стенах икон нет.
На этот Храм похож Синайский Храм святой великомученицы Екатерины.
Базилика Рождества Христова в Вифлиеме VIв..
Впереди Храма, перед алтарем, вход в пещеру Рождества. В пещеру ведут
13 полукруглых ступеней.
Южная лестница в пещеру Рождества, построенная в период крестоносцев.
Вертеп Рождества (в длину – 12м, в ширину – 4м) является подземным Храмам. Над местом рождения в полу отверстие, вокруг которого звезда с 14 лепестками (уголками) с надписью: «здесь от Девы Матери родился Иисус Христос». Святой Вертеп освящен множеством лампад.
Вифлиемская звезда – место Рождества Спасителя.
Направо от звезды три ступени ведут к яслям Христовым. В пещере яслей, был повит пеленами и полагался Пречистый Младенец.
Придел яслей Господних в Рождественской пещере.
Этим местом владеют католики. Над вертепом престол Рождества с иконостасом, в праздники здесь служит Патриарх Иерусалимский.
Праздник в Вифлееме начинается в сочельник днем встречи волхвов. На площадь перед Храмом Рождества Христова стекается множество народа. Вифлеем в основном населяют арабы. Все они приходят на торжественный парад. Дети и подростки по отрядам и группам одеты в разноцветные формы-одежды и у всех различные инструменты.
Праздник Рождества в
Вифлиеме.
Все ходят по площади, играют, поют, бьют в барабаны. Наконец выходит встречать
волхвов Патриарх, а за ним множество облаченного
священства и все выстраиваются на площади. Дети уходят встречать волхвов, потом
возвращаются парадам - несут знамена, хоругви – играют, скандируют. Потом
появляются на лошадях волхвы. После небольшого молитвословия Патриарх со
священством уходят на службу в Храм.
В самую ночь на Рождество Христово мы все собираемся в Вифлеемской пещере, - вспоминает в своем письме наша соотечественница и современница – инокиня православного русского Горнего монастыря близ Иерусалима, - в ожидании службы все молятся и поют. Это самые глубокие переживания, в самую Рождественскую ночь сидеть у яслей…! Их трудно описать. На ум приходит изречение одного современного подвижника: «Сердце рвется сказать, ум изнемогает сказать, слезы не дают сказать, как нас много любит Господь…» Мне почему-то больше всего запомнилось …тихое пение и молитвы то греческие, то русские, простого народа в ожидании Богомладенца Христа. Потом началась торжественная всенощная, которую совершал Патриарх. На крестном ходе было столько священства, что большой Храм Рождества они почти начинали и замыкали. Литургию Патриарх служил в Храме, а архиерей и наши Батюшки в пещерке. Немного грустно, что современные люди больше ходят туда-сюда и смотрят по сторонам, чем молятся…Дух времени очень сильный и действует всюду…Конечно, праздничной радости ничто омрачить не может!!!
В Вифлеемской пещерке нам не тесно сидеть
В ожиданье счастливом молиться и петь.
В эту ночь совершится чудо в сердце моем,
Ведь оно освятится Младенцем-Христом.
Нам звезда возвещает приближенье Его,
К нам на землю нисходит Само Божество.
Открывайте пошире сердца вашего дверь
И с любовью святою приготовьте постель.
Спеленайте Младенца как Пречистая Мать,
В сердце Вашем пусть светит с небес благодать.
Невместимый вместился в жилище простом,
Поселился в Вертепе и в сердце моем.
С нами Бог - возвещают песнопенья слова,
С нами Бог – я узнала в эту ночь Рождества!»
По пророчеству Исаии, Спаситель – это свет, который взойдет над Иерусалимом. В тропаре Рождеству Христову Спаситель именуется Солнцем Правды. Географическая координата Иерусалима: ~ 35 градусов восточной долготы. Примерно на одном меридиане, в одном часовом поясе с Иерусалимом находится Москва. Значит, солнце восходит над Москвой и Иерусалимом примерно в одно и то же время.
В шестидесяти верстах от Москвы на глазах изумленных современников в XVII веке возникал «Новый Иерусалим».
«Новый Иерусалим». В центре ансамбля – Храм Воскресения Христова, представляющий собой довольно точное подобие знаменитого Храма в Иерусалиме. Рядом находится церковь Рождества Христова – напоминание о Вифлееме, месте рождения Спасителя.
«Новый Иерусалим» - подлинная архитектурно-ландшафтная икона, совместившая в себе образы многих палестинских святынь. В связи с этим состоялось топографическое переименование местности.
В центре ансамбля – Храм Воскресения Христова, представляющий собой довольно точное подобие знаменитого Храма в Иерусалиме. Рядом находится церковь Рождества Христова – напоминание о Вифлееме, месте рождения Спасителя.
Идея создания на подмосковной земле подобия святынь Палестины принадлежит Патриарху Никону. Из истории известно, что пользуясь любовью и великой милостью царя Алексея Михайловича, он попытался ее воплотить в жизнь.
Никон, Патриарх Московский и всея Руси. Цветная литография. Кон. XIX в.
Константинопольский Патриарх Иаков в грамоте от 5мая 1682 г. о Святейшем Патриархе Никоне пишет: «столп благочестия непоколебимый, Божественных и священных канон оберегатель искуснейший, отеческих догмат, повелений же и преданий неизреченный ревнитель и заступник достойнейший». «Борьба Патриарха Никона была исповеднической защитой исконной русской идеологии. Борьба Патриарха была направлена к тому, чтобы Русское Государство возглавлялось истинною царскою самодержавною властью, при которой только и возможно осуществление симфонии властей и, следовательно, - процветание Церкви и государства силою Православной веры». Патриарх Никон показал нам путь к возрождению.
«В истории человечества действует промыслительная воля Божия… В христианскую эпоху важнейшей необходимостью для человечества стало сохранение и всеобщее утверждение полноты Христовой Истины. Уже не отдельный этнос, но народ Божий, Новый Израиль, Церковь, в которой едины перед ликом Божиим и бывший язычник и бывший иудей…Однако в ходе истории от такого единства отделилась часть соблазненного народа, и ответственность за Истину сосредоточилась в Восточной Церкви. Около четырех веков эту ношу несла на себе Византия, но и она пала.
Еще в 30-ых годах XV века, переживая тяжелые времена, Византия примирилась с католицизмом и отреклась от Православия. Врагам России добиться «окатоличивания» русских не удалось, но было нарушено единство Русской Церкви. Она разделилась на две митрополии: Московскую и Киевскую. Именно Патриарх Никон сыграл чуть ли не решающую роль в деле присоединения Малороссии в 1654 году. Русское самосознание выдержало испытание на верность своему долгу. И вот тогда обнаружилось, что основную тяжесть ответственности за судьбы Православия, то есть за хранение полноты Христовой Истины, должна взять на себя Земля, которая недаром получила название Святой Руси. Национальная предназначенность к тому вскоре отпечаталась в идее Москвы – Третьего Рима. И сегодня униатство продолжает вековое стремление Рима к подрыву Православия «изнутри». Конечные судьбы мира скрестились с судьбою Руси, и не на кого будет переложить ответственность, ибо «четвертому Риму – не быть».
Патриарх Никон считал, что в России полнота всех Божиих даров на земле. Он стремился сосредоточить все Святыни в России
План города Иерусалима.
По его указанию в Святую Землю отправился ученый иеромонах Арсений Суханов, который по возвращении из поездки доставил патриарху чертежи, планы и точную модель Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а также Вифлеемского Храма – напоминания о месте рождения Спасителя.
Веселится за окнами вьюга,
И, подняв кружевные крыла,
Возвещают снежинки друг другу,
Что Мария Христа родила.
Торжествуйте, веселитесь люди добрые со мной…
И с восторгом облекитесь в ризу радости святой.
Ныне Бог родился в мире – Бог Богов и Царь Царей.
Не в порфире, не в короне сей небесный Иерей…
Для чего же Он родился, для чего же бедно так?