Сентябрь

 

Главная | Программа | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель

 

 

  1сентября. Начало учебного года. Первый урок – Урок Мира. Мир… Интересно побеседовать «о мире во всем мире». Еще вспоминаем многозначность этого слова: Мир на Земле, Мир в душе, духовный Мир, Божий Мир…Внимание привлекает выставка фотографий на стенде «Красота Мира Божия». И вот загадка: «Есть среди книг одна, которая всем открыта, хотя не всем доступна. Для того, чтобы научиться читать ее, не надо знать алфавита. Необходима  лишь наблюдательность и способность запомнить увиденное и услышанное. Книга эта не человеком написана. В эту книгу вмещаются и небеса, и земля, и люди, и звери, и птицы, и земные недра». Разгадать загадку и поучиться «читать эту книгу» нам помогает книга священника Артемия Владимирова «Учебник жизни». Книга эта – Мир, что раскинулся вокруг нас. Мир называется Божиим, потому что свидетельствует каждому разумному и чистому сердцем человеку о его. Создателе.  Как по прекрасному произведению мы судим об искусности и премудрости, так и через внимательное, неспешное рассмотрение творений мы восходим к познанию Творца.

Сколько полезных уроков любви и добра можно извлечь в окружающем мире. На восходе появляется диск.

 

                 

  Он  порождает лучи яркого света, которые пронизаны живительным теплом. А вместе – единое солнце, без которого и помыслить нельзя нашей  жизни. Святой Кирилл, создатель азбуки, объяснял тайну Единой и Неслиянной Пресвятой Троицы, сравнивая Ее с солнцем: «Видите на небе круг блестящий и от него рождается и исходит тепло…» Как бескорыстно солнышко!

             

 

 

 

 

 

 

                            Солнечные лучи могут скользить и по лужайке,

                                            усыпанной цветами…

 

 

 

                                 

 

 

 

 

  и по болоту, едва покрытому зеленой ряской – и оставаться всегда       чистым, нетленным,  ветоносным, никогда не оскверняясь, но все

собой облагораживая…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Вглядываемся в прозрачные воды тихой неторопливой речушки…Останавливается ли она хоть на минутку, с леностью ли и небрежением совершает порученное ей дело? Речушка, устали не зная, катит свои воды к намеченной цели. Вот бы и нам такими стать: постоянными, исполнительными, скромными тружениками, целеустремленными в благих делах. А какая вода мягкая: никого не обидит, но каждого прохладит, омоет. И еще урок…Если бросить в воду камень – что будет? Раздастся всплеск – и все пропало. Река как была спокойной, такой и осталась. Так и Евангелие учит: «Побеждай зло добром». Вот бы и наша душа стала подобна воде: злое слово вошло в нее и мгновенно потонуло, исчезло в водах чистого сердца. Умение заливать огонь чужой раздражительности водой собственной кротости – это смирение, одна из главных добродетелей.

 

 

  На мысль о смирении наводит и вся русская природа: бескрайние поля, белеющие березы. Все здесь как-то скромно ненавязчиво и вместе с тем притягательно в своей безыскусной красоте; все умеренно: нет в средней полосе России буйства красок и причудливости форм. Самый яркий и привлекательный объект, главное украшение русского пейзажа - высокая церковь с золотыми крестами. Через мягкие ласковые очертания нашей земли «сквозит и тайно светит» премудрость и благость Создателя. Все это особенно близко и понятно русскому человеку. Не случайно читаем в стихотворении о Родине: «Не поймет и не заметит гордый взор иноплеменный, что сквозит и тайно светит в наготе твоей смиренной» Мы слышим в роще удивительное пение птиц. Представить трудно: невзрачная серенькая пичужка может заменить собой целый симфонический оркестр!

  Какой прекрасный урок: настоящая красота и значимость личности не в миловидности лица, не в изысканности одежды, не в затейливости прически, а в чистоте ума и сердца, в благородстве и желании своими талантами бескорыстно служить людям.   

  

  

 

 

Мы слышим в роще удивительное пение птиц. Представить трудно: невзрачная серенькая пичужка может заменить собой целый симфонический оркестр! Какой прекрасный урок: настоящая красота и значимость личности не в миловидности лица, не в изысканности одежды, не в затейливости прически, а в чистоте ума и сердца, в благородстве и желании своими талантами бескорыстно служить людям.

 

 

 

 

 

 

 

   

 

19 сентября. вспоминается Чудо в Колоссах (в Хонех). В Крестовоздвиженском Храме п. Палех наверху есть придел Архистратига Михаила. В этот день по винтовой лестнице мы поднимаемся туда…

 

                                          

  На одной из фресок здесь  изображается Чудо  Архистратига Михаила в Колоссах (в Хонех)…

                                                                                                         

 

   

 

  В книге «Жития всех святых» Иоанна Бухарева (М. 1900., С. 504-505) читаем: « Близ г. Иераполя, в Колоссах фригийских в местечке Хонех, над источником, чудесно подававшим исцеления, находится Храм в честь Архистратига Михаила. При Храме поселился отрок Архип  для исполнения понамарской службы. Он вел подвижническую жизнь… и…обращал многих язычников ко Христу. Язычники…задумали разрушить самый Храм и убить Архипа. Недалеко от Храма протекали две реки,…они решили затопить (то) место,…а для этого направить туда течение рек. Св. Архип… молился в Храме св. Архистратигу Михаилу…Вдруг Св. Архип слышит голос, внушавший ему выйти из Храма.

 

         Он вышел и увидел Архистратига Михаила, который    повелел ему смотреть как Бог сохранит Храм. Вода из рек была пущена, но Архистратиг удержал стремление вод, повелел им идти в расселину большого камня, находившегося близ Храма, и сам после того сделался невидим».

  Св. Архип явил пример крепкой веры. Так Бог спасает своих подвижников благочестия.

 С  этим праздником связана обитель, основанная в Москве в Кремле на Красной площади в 1365 году митрополитом московским Алексеем – Чудов монастырь.

 «Поводом к созданию этой обители послужило чудесное исцеление от слепоты жены хана Джанибека Тайдулы» (Православные русские обители. Репринтное издание 1910. СПб 1994, С.292-293). Исцеление даровано было ей по молитве святителя Алексея в день памяти Чуда в Колоссах. Благодарная Тайдула подарила св. Алексею двор ханских наместников в Москве. Святитель же вместо этого двора устроил деревянную церковь в память Чуда в Колоссах. С этого времени положено было начало Чудову монастырю.         

    «Чудов монастырь вызывает много исторических воспоминаний…». Мы можем познакомиться с ними,изучая отечественную историю.

    Из книги для чтения Р. Н. и Е. В. Бунеевых «В океане света» мы узнали, что первый детский поэт монах Савватий служил в придворной церкви в Кремле, а «затем иеромонахом Чудова монастыря.. В 1634 году Савватий был принят на печатный двор справщиком…Справщик выбирал книгу для издания, редактировал, исправлял ошибки…потом он представлял книгу патриарху, сам читал ему вслух. Если книга нравилась главе русской церкви, она выходила в свет. В учебнике приводятся  наставления и стихи иеромонаха Чудова монастыря Савватия: «учиться старательно следует, ибо грамота великое в жизни значение имеет. Лучшее для учения время – детство, ибо учение во младости лучше вкореняется:

…во младых ноктех учению прилежи.

И всякое детское мудрование от себя отложи…;

(стихотворное вступление к рукописной книге «Азбуковое учение:

Ничто же светлейше солнечного сияния,

Ничтоже сладчайше книжного писания». (Р. Н.  Бунеев, Е.В Бунеева. В океане света. М. 1994., С. 86-87).

На уроке русского языка  19 сентября мы записали в тетрадях текст из двух предложений:

В Крестовоздвиженском Храме п. Палех в приделе Архистратига Михаила  есть фреска «Чудо в Хонех». Сегодня празднуется Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хонех.

 Вспомнили орфограммы, обратили внимание на смысловое значение слов, звуковую структуру и состав «трудных» слов:

(Сего)дня – этого дня;

В слове «празднуется» - непроизносимый согласный (в сильной позиции произносится – «празден»);

Название праздников, ангельских чинов (Архистратиг-Архангел), имен, городов, сел…- пиши с заглавной буквы;

Сочетания «чу», «щу» - пиши с буквой «у».

Последнее предложение разобрали по членам предложения и определили в нем части речи.

Наблюдая и сравнивая слова в тексте, в предложении пришли к выводу, что слово можно рассматривать с двух сторон одновременно: как член предложения и как часть речи. И еще – слово может заключать в себе большой духовный смысл.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz