Ноябрь
|
Известный составитель писцовых книг Афанасий Веков в описи города Шуи, составленной им в 1629 году, описывает Воскресенскую церковь сначала деревянной и весьма бедной. Причиной переименования приходской Воскресенской церкви в соборную послужили чудеса, которые стали совершаться от находившейся там новописанной иконы Шуйской-Смоленской Божией Матери. Она была написана в 1654 году.
Афанасий Веков пишет, что строительству Воскресенской церкви в городе Шуе покровительствовала Смоленская икона Божией Матери – Одигитрия.
…По сказанию предания написана св. евангелистом Лукою. Называется – «Одигитрия» (Путеводительница), потому что Богородица явилась в Константинопле двум слепым и повелела им идти в Свой Храм и …даровала им исцеление…еще потому икона сопутствовала императорам в их походах на врагов. В 1046 году греческий император Константин Мономах, выдавая дочь свою Анну за Черниговского князя Всеволода, благословил ее иконою Одигитрия. В XII веке их сын Владимир Мономах перенес эту икону в Смоленск…( Бухарев Иоанн. Жития всех святых. М. 1900 (1996)., С. 411)
В 1654-1655 годах в Шуе свирепствовала моровая язва, от которой погибло немало людей. Отец Евлампий,
бывший священником в Воскресенском Соборе с 1867 года утверждает в своих книгах, что жители Шуи,
возбужденные страхом перед мором, решили написать список с иконы Смоленской Божией Матери и поручили
это сделать Шуйскому иконописцу Герасиму Тихонову Иконникову.
Как гласит предание, иконописец нанес первое очертание иконы. На второй день он увидел начертание измененным,
непохожим на подлинник. Иконописец исправил неточности, но и на третий день все повторилось снова.
Это было первое чудо иконы. (Богобоязненный иконописец Герасим Тихонов, его родители и пять братьев постриглись
в монахи и приняли схиму).
На новописанной иконе правая ступень младенца Иисуса стоит на колене левой ноги, а правая рука упирается
локтем в правое колено так, что свиток (символ судеб всего мира) находится против лика Предвечного Младенца.
Второе чудо – необыкновенный свет, просиявший от иконы, когда ее внесли в Воскресенскую церковь. Третье чудо – многочисленные исцеления шуян.
Икона стала называться чудотворной Шуйской-Смоленской.
Воскресенский Собор сегодня. Слева – Собор свт. Николая Чудотворца.
Храм отличался удивительным благолепием во внутреннем и внешнем убранстве. По воспоминаниям старых прихожан, при входе в него «дух захватывало» - насколько прекрасно здесь все было. Городская знать – купцы и фабриканты – дарили деньги на икону, украшали ее драгоценными камнями. К великому сожалению, до нас эта икона не дошла. Следы ее теряются в 1937гНа южной стороне Храма на верху входного крыльца, была также изображена эта икона в древнегреческом стиле. Внутри Собора над царскими вратами в бронзовом складном походном киоте был помещен образ Шуйской иконы в жемчужной с драгоценными камнями ризе с серебряным вызолоченным венцом с камнями в таком. же окладе.
Воскресенский Собор.
Фото начала XX века.
Основан ранее1629г,
выстроен в камне в 1798г.
Был закрыт в 1937г.
Возвращен Церкви в 1991г.
С иконы были сняты копии. Сейчас в Воскресенском Соборе верующие поклоняются образу Шуйской-Смоленской Божией Матери, написанному в XIX веке. На иконе мы видим драгоценности, Они свидетельствуют о том, что Благодать Божия источается от образа Пречистой Богородицы и в настоящее время. Она касается всех с верой притекающих к ней людей, подает исцеления, утешение в скорбях.
Воскресенский Собор был передан Свято-Николо-Шартомскому монастырю в 1995г.
В монастыре тоже есть список с иконы Шуйской-Смоленской Божией Матери.
Он находится в Казанском Храме.
В 1831году по случаю прекращения в Шуе эпидемии холеры был установлен Крестный ход. В день празднования чудотворной иконы после Божественной литургии приносили из всех церквей иконы в киотах. С колокольного звона начинался торжественный Крестный ход вокруг старого города. Он продолжался не менее двух часов Во время остановок служились молебны. В этот день была большая ярмарка.
Крестный ход в Шуе, следующий по улице миллионной (ныне Советской). Фото 1895г.
День - 10 августа 2005г. вошел в историю города и района. «…Такого Шуя не видела около 100 лет. Крестный ход по центральным улицам города в память 350-летия иконы Шуйской -Смоленской Божией Матери собрал более десяти тысяч человек…», - написано в «Шуйских известиях» 12 августа, - и как тут не вспомнить Библейскую истину о том, что все возвращается на круги своя». 10 августа 2006г.
Листаем среди осени Православный церковный календарь и вспоминаем праздники, связанные с именем Богородицы. В ноябре подряд празднуются сразу три иконы, в честь которых в нашей местности освящены Храмы или приделы:
4 ноября - день памяти Казанской иконы Божией Матери. В Крестовоздвиженском Храме в Палехе есть придел, в Свято-Николо-Шартомском монастыре и в Иванове - Храм в честь этой иконы.
6 ноября празднуется икона Божией Матери « Всех скорбящих Радость».
В г. Иванове есть Храм в честь этой иконы. Он был выстроен на средства купцов Е. В. Меншикова и Н. В. Лепешкина в 1879г. В 1924г. Храм попал в руки обновленцев. В 1935г. его закрыли, а 30 декабря 1976г. он был взорван.
Мы у этой Святыни.
И вот 15 ноября празднуется икона Шуйской - Смоленской Божией Матери…
В нашем Отечестве особо чтят свою великую покровительницу – Царицу Небесную Пресвятую Богородицу. Она приходит к людям в трудные минуты и минуты радости.
Участвуя в престольных праздниках, Крестных ходах, православные верующие находят радость и утешение. Пресвятая Богородица Благодатью Божией, которая исходит от ее икон, помогает людям совершенствоваться, преображаться.
6 декабря празднуется память святого благоверного князя Александра Невского, вспоминается его святое успение.
Вспоминая святое успение благоверного князя, мы узнаем из литературы о том, что Александр Невский явился на Руси в середине XIII века Ангелом-хранителем. Он княжил в сложный период истории России. Тяжелое бремя – монгольское рабство. Но оно несло смерть только государственному телу России. Душа же жила и дышала благодатью церковной. Опаснее было еретичествующее латинство. Благоверный князь понимал это, поэтому делом его жизни стало сохранение мира с ордой, под прикрытием которой он все силы бросил на отражение шведов и немцев. Эти обстоятельства требовали от князя незаурядных способностей и качеств
Много раз приходилось князю ездить в орду к татарским ханам, чтобы отвести беду от русского народа.
В 1252 году Александр Невский был утвержден татарским ханом в старшинстве. Велика была радость всей земли Русской, изнемогавшей под тяжестью смут и страшных татарских опустошений.
Первенствующее значение на Руси тогда имел город Владимир. У Золотых ворот состоялась торжественная встреча Александра Невского на великое Владимирское княжение. Недавно мы были во Владимире и видели этот редчайший памятник военного зодчества Древней Руси.
.
Неподалеку от стен Рождественского монастыря стоит памятник святому князю Александру Невскому.
.
В годы княжения благоверного князя Александра Невского Русь успокоилась под его святым покровом. Но не надолго. Вскоре татарскую дань на русской земле стали собирать хазары, носившие название «бессермены» (в устах народа – «басурманы»). Терпение людей истощалось. По народному решению в городах Владимире, Суздале, Ростове и других перебили всех сборщиков дани. В ответ на это в Орде готовились пройти огнем и мечем всю землю Русскую. Чтобы отвести беду, Александр Невский поспешил в Орду. Князь прожил там всю зиму и лето. Здоровье его было расстроено долгим томлением в Орде. Хан простил русским избиение жестоких бессерменов. «…С великою радостию возвращался блаженный князь из орды…, - повествует житие Александра Невского, - больной и усталый остановился он… в Нижнем Новгороде и, отдохнув, через силу продолжал путь далее…». По некоторым сведениям, путь больного князя проходил недалеко от Палеха. Видимо, неслучайно в Палехе была построена часовня в честь святого благоверного князя Александра Невского.
Палех. Часовня в честь святого благоверного князя Александра Невского. Снесена в 1934 году.
Статья районной газеты «Святыня возвратится к людям», помещенная на стенде, рассказывает о том, что по решению наблюдательного совета (2 сентября 2005г.) в Палехе должна быть построена часовня в честь Александра Невского.
Мы в день освящения места для строительства часовни.
12 сентября - День памяти святого благоверного князя Александра Невского.
Из жития святого князя мы узнаем о его кончине: «…Проразумев близкую свою кончину, православный витязь Александр Невский, великий князь державы Российской, отложил всякое земное величие и воспринял в ангельской схиме смиренное имя Алексия…14 ноября 1263 года …блаженный Александр предал свою чистую душу в руки Божии…»
Гроб с останками князя был внесен во Владимир и поставлен в кафедральном соборе.
При торжественном отпевании перед лицом всех присутствующих совершилось чудо, о котором нам сообщает житие: «…Когда митрополит Кирилл, совершив чин погребальный, хотел разнять руку усопшего, чтобы вложить в нее разрешительную грамоту, блаженный Александр сам, как бы живой, распростер руку свою, принял грамоту и опять сложил крестообразно руки…»
Тело князя-схимника было перенесено из Храма, где погребались его славные предки, в иноческую обитель Рождества Богоматери и там погребено в соборной церкви. У стен этого монастыря мы увидели надпись, подтверждающую это: и барельеф святого князя
В истории каждого народа есть особые, заветные имена, которые никогда не забываются.
Их носители становятся народными героями, составляют его национальную славу; они – звезды на историческом горизонте, освещающие весь дальнейший путь развития нации.
Еще выше значение тех героев, жизнь которых озарялась ореолом святости, которые умели совершать дело служения Отечеству и народу с угождением Богу. Они становятся ангелами-хранителями своего народа, предстателями за него перед Богом. К ним в тяжелую годину обращаются с молитвой о помощи. Их небесной защите приписывают счастливые события и избавления от многоразличных бедствий. Особое место среди этих героев духа занимает святой благоверный великий князь Александр Невский